Одна из главных задач коллектива дошкольного учреждения – построение системы профилактических и оздоровительных мероприятий, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников и всех участников образовательного процесса.
В рамках данной системы предусмотрена оптимизации режима дня; улучшение питания; осуществление профилактических мероприятий; контроль за физическим, психическим состоянием детей; внедрение эффективных принципов развивающей педагогики оздоровления; обеспечение условий для успешной адаптации дошкольников к детскому саду и школе; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
В детском саду оборудованы прогулочные площадки, где созданы условия для освоения разнообразных физических движений. Работа по физическому воспитанию дошкольников в детском саду строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей при четко организованном медико-педагогическом контроле, соблюдении оптимального двигательного режима.
Основные направления, цели, задачи физкультурно-оздоровительной работы
ЦЕЛЬ:
сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, обучающихся ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
ЗАДАЧИ:
-
Охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физической и умственной работоспособности.
-
Формирование у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физических качеств.
-
Формирование потребности в физическом совершенствовании. Воспитание привычки к здоровому образу жизни.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-
Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
-
Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
-
Овладение навыками самооздоровления.
-
Снижение уровня заболеваемости.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
Обеспечение благоприятного течения адаптации;
Выполнение санитарно-гигиенического режима;
Проведение обследований по скрининг - программе и выявление патологий;
Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;
Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Организация двигательного режима
Формы |
Содержание |
Организованная образовательная деятельность по физическому развитию – основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. Организация предусматривает исключение возможности перегрузки детей, недопущение их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности костно-мышечной и сердечнососудистой как наиболее нагружаемых при физических упражнениях |
Упражнения подбираются в зависимости от задач образовательной деятельности, возраста, физического развития и состояния здоровья детей, физкультурного оборудования и пр.
Виды организованной образовательной деятельности:
традиционная, тренировочная, сюжетная (игровая).
Используются организованные формы образовательной деятельности с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм), праздники, развлечения. |
Система закаливания |
Система мероприятий с учетом состояния здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей детей;
- элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, мытье рук прохладной водой, утренний прием детей на участке ДОУ, облегченная одежда детей в группе, температурный режим в зале для физкультурных занятий 16-18 С );
- закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями (правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, солнечные и водные процедуры в сочетании с физическими упражнениями). |
Утренняя гимнастика
Цель – повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия |
Традиционная гимнастика (включает простые гимнастические упражнения с обязательным введением дыхательных упражнений):
- с предметами и без;
- на формирование правильной осанки;
- на формирование свода стопы;
- имитационного характера;
- с использованием крупных модулей;
Коррекционная гимнастика (включение в комплекс 3-4 специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей)
|
Гимнастика пробуждения,
гимнастика после дневного сна
Цель – воспитание потребности перехода от сна к бодрствованию через движения (дыхательная гимнастика – со средней группы, самомассаж, закаливающие мероприятия в сочетании с упражнениями на профилактику нарушений осанки и плоскостопия) |
Разминка после сна с использованием различных упражнений:
- с предметами и без предметов;
- на формирование правильной осанки;
- на формирование свода стопы;
- имитационного характера;
- сюжетные или групповые;
- на развитие мелкой моторики;
- на координацию движений;
- в равновесии;
- дыхательные;
- оздоровительный бег (в старшем возрасте, до 10 мин). |
|
|
Двигательные разминки (физкультминутки, динамические паузы)
Выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей деятельности |
Варианты:
- упражнения на развитие мелкой моторики;
- ритмические движения;
- упражнения на внимание и координацию движений;
- упражнения в равновесии;
- упражнения для активации работы глазных мышц;
- гимнастика расслабления;
- корригирующие упражнения (в соответствии с характером нарушений);
- упражнения на формирование правильной осанки;
- упражнения на формирование свода стопы. |
Подвижные игры и физические упражнения
Цель – воспитание умения ребенка двигаться в соответствии с окружающими, со словом взрослого и согласно правилам. Могут быть различной подвижности. Выбор зависит от педагогической задачи, подготовленности, индивидуальных особенностей детей
|
Виды игр:
- сюжетные;
- несюжетные с элементами соревнований на разных этапах разучивания (новые, углубленно разучиваемые, на этапах закрепления и совершенствования);
- дворовые;
- народные;
- с элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол) |
Самостоятельная двигательная деятельность детей, использование атрибутов физкультурного уголка
Цель – удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости и гибкости |
Варианты:
- движения во время бодрствования;
- знакомые подвижные игры. |
Индивидуальная работа в режиме дня
Цель – воспитание необходимого двигательного навыка, способствование качественному созреванию мышц |
Проводится с отдельными детьми или по подгруппам с целью стимулирования к двигательной активности, самостоятельным играм и упражнениям. Предусматривает оказание помощи детям, не усвоившим программный материал, имеющим нарушения в развитии. Содействует укреплению здоровья и улучшению физического развития ослабленных детей, профилактике и коррекции дефектов осанки и свода стопы. |
Элементы видов спорта, спортивные упражнения
Способствуют формированию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых качеств, эмоций, расширению кругозора |
Виды спортивных упражнений:
- езда на велосипеде;
- катание на самокатах;
- футбол;
- баскетбол;
- бадминтон; |
Спортивные праздники, досуги, развлечения |
Способствуют закреплению полученных навыков, активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной двигательной активности в сочетании с эмоциями. |
Пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту |
Формирование элементов простейшего туризма, воспитание выносливости. |
Совместная деятельность с семьей |
Основные компоненты:
- участие родителей в различных видах физкультурно-оздоровительной деятельности;
- просвещение родителей в вопросах физического развития, оздоровления детей, формирования навыков ЗОЖ;
- изучение и трансляция положительного опыта семейного воспитания. |
Специальных условий охраны здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрено.
Охрана и укрепление здоровья осуществляется в соответствии с общими условиями, созданными в ДОО.
В ДОО создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья всех обучающихся.
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья обучающихся, в соответствии с СанПиН;
- проводится ежедневный утренний приём обучающихся педагогами и медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
- ежедневно медицинский работник проводит осмотр детей.
- организовано динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием обучающихся.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут получать необходимые и достаточные условия по охране здоровья во время нахождения в учреждении. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации, беспроводной связью с пультом антитеррористической и пожарной охраны. световыми табло «Выход» во всех помещениях здания, видеонаблюдением.